Школьному питанию во всем мире придается огромное значение как фактору, обеспечивающему продовольственную безопасность, влияющему на социально-экономическое благополучие и состояние здоровья детей. Это обеспечивается эффективной системой организации питания школьников, мониторинг и оценка которой остается всегда актуальной. С 2019 года Роспотребнадзор реализует масштабную социальную задачу по продвижению здорового питания в России в рамках нацпроекта «Демография» и федерального проекта «Укрепление общественного здоровья». Ведется регулярная работа по контролю и улучшению качества питания населения, в том числе детей и подростков.
Одно из важных направлений работы ведомства – создание системы мониторинга за состоянием школьного питания. В постоянном режиме проводится оценка фактического рациона школьников путем опроса/анкетирования родителей при участии детей и анализа сведений образовательных учреждений, в которых организовано питание детей. Также большое внимание уделяется просветительской работе в рамках проекта «Здоровое питание», формированию среды, способствующей повышению информированности молодежи об основных принципах здорового питания.
Сегодня школьный рацион во многом отвечает принципам здорового питания. Однако если в семье не прививаются навыки здорового питания, то в школе дети могут быть недовольны вкусом блюд. Детям сложно перестроить свои вкусовые пристрастия, изменить пищевые привычки. Наша задача – сделать работу по интеграции принципов здорового питания на практике понятной, реально реализуемой и оперативно реагировать на все вызовы. Наша цель – улучшение системы школьного питания и его качества, реализация возможности включения в меню национальных и инновационных блюд, в том числе обогащенных витаминами и микроэлементами; оказание консультативной помощи, продвижение принципов здорового питания, снижение рисков от нездорового питания и улучшение здоровья детей. Признанная во всем мире значимость школьного питания в повышении уровня здоровья диктует необходимость мониторинга, изучение закономерностей и особенностей физиологии детского организма и контроля эффективности организации здорового школьного питания. Результаты интервьюирования руководителей общеобразовательных организаций, операторов питания, обучающихся и их родителей (законных представителей) по оценке питания детей школьного возраста вы найдете в приложении.