В ходе исследования потребовалось обобщить данные, которые включены в форму федерального статистического наблюдения № 31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам школьникам». Они предоставлялись для формирования базы данных регионального информационного фонда СГМ за 2010-2015г.г. Одновременно были проанализирована и информация, собранная для формы федерального статистического наблюдения 9-14 «Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии учреждений для детей и подростков» за то же время об уровнях освещенности. Изучались также результаты замеров мебели на соответствие росто - возрастным показателям в динамике за период 2013 - 2015 г.г.
Профилактические медосмотры детей и подростков на территории Сахалинской области за названный период времени показали, что неблагоприятное воздействие учебной среды может привести к таким основным патологиям как снижение остроты зрения, нарушение осанки и сколиоз. Среди детей со сниженной остротой зрения наибольшее количество отмечено среди тех, кто переходит к предметному обучению – это 4-5 классы. Таким образом прослеживается четкая тенденция в виде роста числа детей с пониженной остротой зрения при увеличении времени их обучения в общеобразовательных организациях.
Наибольшее число случаев нарушения осанки также выявлено среди детей в 4-5 классах, но при этом роста данного показателя фиксируются уже в конце 1-го года обучения. Необходимо отметить, что перед поступлением в школу в среднем около 1,0% детей имеют нарушения осанки. Вместе с тем перед поступлением в детские дошкольные учреждения данный показатель невысок. Пораженность сколиозом распространена как среди школьников 4-5 классов, так и в более старшем возрасте – 15 лет включительно. Однако при этом у многих детей отмечаются явные предпосылки к формированию сколиоза уже к концу первого года обучения.
Территориями «риска» в 2015 г. были признаны по удельному весу нарушений зрения среди детей и подростков в возрасте до 17 лет, по данным медицинских осмотров, – Ногликский, Макаровский, Южно-Курильский районы и город Южно-Сахалинск. В то же время по удельному весу сколиоза и нарушений осанки среди детей и подростков в возрасте до 17 лет выделялись Анивский, Корсаковский, Курильский, Макаровский, Холмский, Невельский, Северо-Курильский, Смирныховский, Южно-Курильский, Углегорский и Холмский районы, а также Южно-Сахалинск. На территории Сахалинской области за период 2010-2015 гг. наблюдалась волнообразная динамика изменения удельного веса неудовлетворительных результатов исследований уровней освещенности в образовательных организациях для детей и подростков. Максимальное значение этого показателя зафиксировано в 2010 г. (25,6 %) с последующим снижением до минимума в 2012 г. ( 11,2 %). Затем вновь последовал планомерный рост на протяжении трех лет – до 21,1 % в 2015 г.
Необходимо отметить, что в общеобразовательных организациях при большем объеме исследований в целом удельный вес неудовлетворительных результатов выше, чем дошкольных образовательных учреждениях. За период 2013-2015г.г. также отмечена волнообразная динамика изменения удельного веса неудовлетворительных результатов измерений мебели на соответствие росто-возрастным показателям обучающихся. Здесь пиковые значения отмечены в 2014г. (31,0%), с последующим резким снижением до 14,8% в 2015г. Учитывая имеющиеся статистические и литературные данные, можно утверждать, что к снижению остроты зрения и нарушениям осанки в школах приводит воздействие одних и тех же факторов или их совокупности. При этом и наличие одного из них усугубляет либо провоцирует развитие другого. Вместе с тем резкий рост числа детей с пониженной остротой зрения свидетельствуют о появлении неустановленного фактора. Предположительно – это активное использование школьниками как мобильных, так и стационарных электронных устройств.
По результатам корреляционно-регрессионного анализа можно сделать вывод о наличии статистически обоснованной связи между величинами удельного веса детей с понижением остроты зрения и удельным весом неудовлетворительных результатов исследований уровней освещенности. Величина коэффициента корреляции составила здесь 0,781, а полученная величина средней ошибки аппроксимации – 7,1 %. Это характеризует адекватность регрессионной модели.
Такая же связь имеется и между величинами удельного веса детей с нарушением осанки и удельным весом неудовлетворительных результатов измерений мебели на соответствие росто-возрастным показателям. Здесь величина коэффициента корреляции составила 0,909, а полученная величина средней ошибки аппроксимации – 3,8 %. Это также свидетельствует об адекватности регрессионной модели в масштабах Сахалинской области. С учетом полученных результатов остро встает вопрос о необходимости улучшения освещенности школьных помещений и обеспечения учащихся мебелью, соответствующей росто-возрастным показателям. При его решении следует исходить из современных реалий и требований нормативных документов. Важной является также организация левостороннего естественного освещения, как наиболее благоприятного в физиологическом отношении. Особое внимание необходимо уделять правильной расстановке учебной мебели и рассаживанию обучающихся, а также формированию у детей навыков сохранения правильной рабочей позы. Для этого в школах необходимо проводить соответствующие занятия и беседы с детьми и подростками, с учетом их физиологии и восприятия. Полученные результаты могут стать основой при дальнейших углубленных исследованиях, а также для принятия управленческих решений в сфере санитарно-эпидемиологического обеспечения населения.
Профилактические медосмотры детей и подростков на территории Сахалинской области за названный период времени показали, что неблагоприятное воздействие учебной среды может привести к таким основным патологиям как снижение остроты зрения, нарушение осанки и сколиоз. Среди детей со сниженной остротой зрения наибольшее количество отмечено среди тех, кто переходит к предметному обучению – это 4-5 классы. Таким образом прослеживается четкая тенденция в виде роста числа детей с пониженной остротой зрения при увеличении времени их обучения в общеобразовательных организациях.
Наибольшее число случаев нарушения осанки также выявлено среди детей в 4-5 классах, но при этом роста данного показателя фиксируются уже в конце 1-го года обучения. Необходимо отметить, что перед поступлением в школу в среднем около 1,0% детей имеют нарушения осанки. Вместе с тем перед поступлением в детские дошкольные учреждения данный показатель невысок. Пораженность сколиозом распространена как среди школьников 4-5 классов, так и в более старшем возрасте – 15 лет включительно. Однако при этом у многих детей отмечаются явные предпосылки к формированию сколиоза уже к концу первого года обучения.
Территориями «риска» в 2015 г. были признаны по удельному весу нарушений зрения среди детей и подростков в возрасте до 17 лет, по данным медицинских осмотров, – Ногликский, Макаровский, Южно-Курильский районы и город Южно-Сахалинск. В то же время по удельному весу сколиоза и нарушений осанки среди детей и подростков в возрасте до 17 лет выделялись Анивский, Корсаковский, Курильский, Макаровский, Холмский, Невельский, Северо-Курильский, Смирныховский, Южно-Курильский, Углегорский и Холмский районы, а также Южно-Сахалинск. На территории Сахалинской области за период 2010-2015 гг. наблюдалась волнообразная динамика изменения удельного веса неудовлетворительных результатов исследований уровней освещенности в образовательных организациях для детей и подростков. Максимальное значение этого показателя зафиксировано в 2010 г. (25,6 %) с последующим снижением до минимума в 2012 г. ( 11,2 %). Затем вновь последовал планомерный рост на протяжении трех лет – до 21,1 % в 2015 г.
Необходимо отметить, что в общеобразовательных организациях при большем объеме исследований в целом удельный вес неудовлетворительных результатов выше, чем дошкольных образовательных учреждениях. За период 2013-2015г.г. также отмечена волнообразная динамика изменения удельного веса неудовлетворительных результатов измерений мебели на соответствие росто-возрастным показателям обучающихся. Здесь пиковые значения отмечены в 2014г. (31,0%), с последующим резким снижением до 14,8% в 2015г. Учитывая имеющиеся статистические и литературные данные, можно утверждать, что к снижению остроты зрения и нарушениям осанки в школах приводит воздействие одних и тех же факторов или их совокупности. При этом и наличие одного из них усугубляет либо провоцирует развитие другого. Вместе с тем резкий рост числа детей с пониженной остротой зрения свидетельствуют о появлении неустановленного фактора. Предположительно – это активное использование школьниками как мобильных, так и стационарных электронных устройств.
По результатам корреляционно-регрессионного анализа можно сделать вывод о наличии статистически обоснованной связи между величинами удельного веса детей с понижением остроты зрения и удельным весом неудовлетворительных результатов исследований уровней освещенности. Величина коэффициента корреляции составила здесь 0,781, а полученная величина средней ошибки аппроксимации – 7,1 %. Это характеризует адекватность регрессионной модели.
Такая же связь имеется и между величинами удельного веса детей с нарушением осанки и удельным весом неудовлетворительных результатов измерений мебели на соответствие росто-возрастным показателям. Здесь величина коэффициента корреляции составила 0,909, а полученная величина средней ошибки аппроксимации – 3,8 %. Это также свидетельствует об адекватности регрессионной модели в масштабах Сахалинской области. С учетом полученных результатов остро встает вопрос о необходимости улучшения освещенности школьных помещений и обеспечения учащихся мебелью, соответствующей росто-возрастным показателям. При его решении следует исходить из современных реалий и требований нормативных документов. Важной является также организация левостороннего естественного освещения, как наиболее благоприятного в физиологическом отношении. Особое внимание необходимо уделять правильной расстановке учебной мебели и рассаживанию обучающихся, а также формированию у детей навыков сохранения правильной рабочей позы. Для этого в школах необходимо проводить соответствующие занятия и беседы с детьми и подростками, с учетом их физиологии и восприятия. Полученные результаты могут стать основой при дальнейших углубленных исследованиях, а также для принятия управленческих решений в сфере санитарно-эпидемиологического обеспечения населения.