В Управление Роспотребнадзора по г. Москве поступают письменные обращения и звонки на «горячую линию» по вопросу расхождения цены на приобретаемый товар на ценнике в торговом зале магазина либо на сайте продавца с ценой в кассовом чеке.
1 января 2021 года вступили в действие Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463. Согласно пункту 3 данных правил, продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и т.д.).
Наряду с этим право потребителя на получение полной и достоверной информации о товаре (услуге), в том числе о цене в рублях, закреплено статьей 10 Закона РФ № 2300-I, а в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) есть понятие оферты, то есть задокументированное предложение. В магазинах ценник является публичной офертой - предложением, по которому продавец обязуется продать товар любому гражданину, имеющему намерение его купить, по цене, указанной на ценнике.
Алгоритм действий потребителя при обнаружении несоответствия цены товара на ценнике и при расчете на кассе следующий:
- Следует обратиться к администратору/менеджеру торгового объекта (интернет-магазина) и сообщить ему о данной проблеме;
- Необходимо предъявить требование о немедленном устранении нарушения законодательства и продаже товара по цене, указанной на ценнике;
- В случае отказа в устранении нарушения надо предъявить руководству магазина письменную претензию с требованиями возврата разницы в цене товара между чеком и ценником (статья 1102 ГК РФ) или с отказом от исполнения договора розничной купли-продажи и требованием возврата уплаченной за товар суммы (если разница замечена после оплаты).
При отказе в добровольном порядке удовлетворить требование потребителям следует обратиться в Управление Роспотребнадзора по г. Москве или его территориальный отдел по месту нахождения магазина с заявлением, приложив к нему фотографию ценника на товар и скан (копию) чека.
В заявлении нужно обязательно указать наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, допустившего нарушение, и адрес торгового предприятия.
Указанное нарушение служит основанием для привлечения нарушителей к административной ответственности по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ (обман потребителей). В соответствии с указанной нормой обман потребителей к (обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара) влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей, на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 тысяч рублей, на юридических лиц - от 20 000 до 50 000 тысяч рублей.
Если продавец отказывается возмещать убытки или 5 компенсировать разницу между ценником и чеком, потребитель имеет право обратиться в суд.
За получением бесплатной консультации и бесплатной правовой помощи при направлении иска в суд можно обратиться в Управление Роспотребнадзора по г. Москве по телефону «горячей линии» 8 (495) 687 3660, в отдел консультационных услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по адресу: Графский переулок, д. 4, корп. 2, 3, 4, кабинет 341, телефон 8 (495) 687 3961, а также по телефонам «горячей линии» территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве.
Прием письменных обращений граждан осуществляется по адресу: 129626, Москва, Графский переулок, д. 4/9, корп. 2,3,4, а также по электронному адресу http://petition.rospotrebnadzor.ru