В период подготовки к проведению мероприятий, посвященных Международному дню защиты прав потребителей, выезды специалистов консультационного центра потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» в командировку по отдалённым районам области стали традиционными. В каждом районе есть проблемы, общие для потребителей и специфичные для отдельных районов. Неожиданностью этой поездки стало то, что к общим вопросам по услугам ЖКХ, добавились проблемы, вызванные обращением клиентов Сбербанка, использующих пластиковые банковские карты. По соглашению, заключённому Пенсионным фондом и Сбербанком ещё в 2011 году, большинство пенсионеров изменило способ получения пенсий и стало потребителем банковских услуг, получая пенсии не наличными денежными средствами в почтовых отделениях связи, а путём зачисления на специальный счёт, по которому оформляется банковская карта, с начислением 3,5 процентов годовых, с подключением услуги «Мобильный банк». Аналогичные услуги предусмотрены банком по так называемым. «зарплатным» картам, по которым осуществляется выплата работникам ряда предприятий и учреждений заработной платы как на территории Сахалинской области, так и за её пределами после оформления договорных отношений между банком и работодателем. К сожалению, обращения потребителей по качеству данных услуг с несанкционированным списанием средств по указанным вкладам, стало поводом для обращений потребителей на консультацию по защите своих прав, а затем, с помощью, оказанной консультантами, в правоохранительные органы, руководству Сбербанка и исками в суд. Предлагаем к ознакомлению информацию, размещённую Сбербанком для потребителей его услуг. Надеемся, что разъяснения профессионалов помогут упредить появление новых проблем в пользовании банковскими картами.
«В последнее время зафиксирован рост случаев, когда клиенты Сбербанка получают мошеннические СМС - сообщения о блокировке банковских карт или о проведении операций, которых клиент не совершал. В СМС - сообщении указывается контактный номер телефона, как правило, сотовый, позвонив на который клиент попадает в мнимую «Службу поддержки» банка и, в конечном результате, лишается своих денег. Необходимо отметить, что мошенники становятся всё более изощрёнными: СМС отправляют от имени «Центробанка» или «Сбербанка», знают имя получателя, иногда указывают телефон мнимой службы поддержки, который начинается на 8-800-… Нередко мошеннические СМС приходят с номеров, внешне похожих на номер телефона услуги «Мобильный банк» ОАО «Сбербанк России» (номер телефона 900). Например, вместо двух нулей указываются две буквы О или ставится какой-либо символ перед цифрой 9: е900, s900, i900, и др.. Во время разговора мошенники представляются сотрудниками банка, службой поддержки клиентов, службой безопасности и т.д., после чего пытаются максимально полно узнать у клиента его паспортные данные, адрес места жительства, а также информацию, указанную на банковской карте. Нередко мошенники просят подойти к банкомату и «временно» перевести деньги, либо набрать специальный код, прочитать данные с чека или экрана банкомата, либо совершить иные действия.
В этой связи убедительно рекомендуем при получении СМС о блокировке карты, списании денег (операция Вами не проводилась) и прочее не перезванивать по номерам, указанным в СМС. По всем вопросам, связанным с вашей банковской картой или банковским счётом, звоните только по бесплатным телефонам службы поддержки банка, которые указаны на обороте вашей банковской карты, или обращайтесь в ближайший офис банка, где вам окажут квалифицированнуюпомощь.
Запомните: сотрудники банка никогда не спрашивают у клиента пароли и пин-коды, никогда не просят перевести деньги или подойти к банкомату, информационно-платежному терминалу и совершить какие-либо иные действия. Будьте бдительны!»