Авиабилет, который приобретает пассажир, — это договор, по которому компания-перевозчик обязуется доставить вас в определенное время по месту назначения. Если рейс откладывается — значит, перевозчик свой договор нарушает. И пассажир, которому приходится томиться в аэропорту, прежде всего, имеет право узнать о причине задержки. Администрация аэропорта и представители компании-перевозчика обязаны разъяснить, почему рейс задерживается или переносится. В случае изменения расписания перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом. (п.75 Федеральных авиационных правил утв. Приказом Минтранса РФ от 28.06.07 №82). Есть исключительные обстоятельства, когда перевозчик вправе даже без предупреждения и объявления причин отменить, задержать или перенести вылет самолета, а также изменить маршрут или пункт посадки. В частности, согласно ст.ст. 794 и 795 Гражданского кодекса РФ, мы не имеем права винить авиакомпанию и аэропорт в стихийных бедствиях, неблагоприятных погодных условиях в аэропорту или по маршруту следования, чрезвычайных ситуациях (военные действия, теракты), задержках и остановках по требованию государственных органов безопасности. А также в том, что вылет был отложен на время исправления технических неполадок самолета, угрожающих жизни или здоровью пассажиров. Согласно ст. 106 Воздушного кодекса (утвержденного Федеральным законом №60 от 19.03.1997), пассажир при задержке рейса — вне зависимости, откладывается вылет по вине авиакомпании или по чрезвычайным обстоятельствам — имеет право бесплатно пользоваться комнатами отдыха, матери и ребенка или местом в гостинице. По Федеральным авиационным правилам перевозки пассажиров, багажа и грузов, в случае перерыва в выполнении полета, а также отмене и задержке рейса или изменения маршрута перевозки авиакомпания должна:
- предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- разрешить два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
- разместить в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
- доставить транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организовать хранения багажа.