Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» информирует, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории области осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Автомашины, осуществляющие, данную услугу, должны отвечать требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». В соответствии с п. 102-104 Правил перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:
- номер заказа;
- дата принятия заказа;
- дата выполнения заказа;
- место подачи легкового такси;
- марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси;
- планируемое время подачи легкового такси.
Таким образом, в приведенных нормах права установлен состав информации, в обязательном порядке предоставляемой потребителям при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, а также способы доведения такой информации до потребителей. Законодательство о защите прав потребителей устанавливает императивное право потребителя на безопасность услуги (ст. 7 Закона), на полную и достоверную информацию об исполнителе и предоставляемой услуге (ст. ст. 8, 9, 10 Закона), на судебную защиту нарушенных прав потребителя (ст. 17 Закона), на оказание услуги в установленный срок (ст.27.), возмещение убытков в случае нарушения исполнителем сроков исполнения услуг (ст. 28 Закона) и причиненных вследствие недостатков оказанной услуги (ст. 29 Закона). При этом, Законом «О защите прав потребителей» предусмотрены следующие механизмы защиты потребительских прав граждан защиты:
- внесудебный порядок защиты прав потребителей;
- судебная защита потребителей.
Внесудебные механизмы защиты прав потребителей включают административно-правовой (административный) и частноправовой порядки действий.
Информация, которая должна быть размещена в легковом такси.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» на передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
- полное или краткое наименование организации – перевозчика;
- условия оплаты за пользование легковым такси (из расчета расстояния пути или времени пользования);
- визитная карточка водителя с фотографией;
- наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси
Куда можно обратиться.
Если услуга по перевозке пассажиров оказана ненадлежащим образом, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» пассажир может обратиться:
1. В Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, как орган, выдающий разрешение на осуществление данного вида деятельности (г. Южно-Сахалинск Коммунистический пр. 32, тел. 67-07-80), в случае отсутствия в салоне легкового такси следующей информации:
- полного или краткого наименования перевозчика;
- условий оплаты за пользование легковым такси;
- визитной карточки водителя с фотографией;
- наименование, адреса и контактных телефонов органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, а так же правил пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются фрахтователю по его требованию (ст. 9 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.04.2011 года).
2. В Управление федеральной налоговой службы по Сахалинской области (в случае не предоставления информации о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего органа, не выдачи документа, подтверждающего факт оплаты услуги).
3. В УГИБДД УМВД России по Сахалинской области (в случае отсутствия разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, оскорблений, и т.п.). (г. Южно-Сахалинск ул. Сахалинская 46, тел: 78-91-39)
4. В Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области (в случае нарушения прав потребителей). (г. Южно-Сахалинск ул. Чехова 30А, тел: 49-52-82)
Кроме того, потребитель имеет право обратиться в суд с целью защиты нарушенных прав, основываясь на ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», и в соответствии со ст. 15 Закона требовать компенсации морального вреда.